В преддверии одного из самых важных праздников нашей страны – Дня Победы – вРубцовском индустриальном институте (РИИ АлтГТУ) состоялся показ публицистического документального фильма режиссёра М. Ромма «Обыкновенный фашизм».

По итогам просмотра фильма и в связи с празднованием 77-годовщины Победы в Великой Отечественной войне в РИИ АлтГТУ был объявлен конкурс эссе среди студентов института.

Организаторы мероприятия с удовольствием отмечают, что просмотр фильма не оставил равнодушными многих ребят, вызвав сложные эмоции и переживания, которые они попытались выразить в своих небольших прозаических сочинениях.

Мы начинаем серию публикацийлучших студенческих эссе по фильму М.Ромма «Обыкновенный фашизм». И сегодня вниманию читателей представляется эссе студента группы С-11 Перепечина Владислава.

 

ЭССЕ по документальному фильму

«Обыкновенный фашизм» (1965г.) Михаила Ромма

Документальный фильм М.Ромма «Обыкновенный фашизм» я посмотрел по рекомендации администрации Рубцовского индустриального института. Было важно прочувствовать, осмыслить переломный и страшный период истории России и Европы, особенно под приближающий праздник «День победы».

В начале фильмарежиссеракцентируют внимание на,казалось бы, обыкновенных событиях, в которых, по сути, и проявляется разнообразие человеческой жизни. Это и есть жизнь, повседневная, мирная в ее разнообразии. Кадры мирной жизни перебиваются другими – военными, в которых и показан фашизм. Автор называет его «обыкновенным». Название фильма оксюморонно – фашизм «обыкновенный» в своей жуткой обыденности.

По мере просмотра фильма, я сталкиваюсь с пугающими меня кадрами, и возникает все больше и больше вопросов:Почему оказалось так, что один человек определяетмировой порядок, решает, какие нации должны исчезнуть, а какая нация должна быть превыше всего и над всеми? Почему жители и политические деятели Германии сразу не разглядели в Гитлере безумца?

Являясь пацифистом, я всевозможно критикую Адольфа Гитлера за его действия, но он вызвал у меня к себе интерес. В образе бесноватого фюрерая заметил жестокость,соединенную харизмой,которая определяется у него в поведении,жестах и в грозных высказываниях. Пытаясь ответить на вопрос о том, как такое могло произойти, я старался не упускать ни малейшей детали. Гитлер не обладал привлекательной внешностью, но смогобрестиподдержкунемецкого народа. Можно действительно сказать, что все события этого времени вертятся вокруг него. Наблюдая за его поведением, я подумал, может быть, Гитлер был психически нездоровым? Как получилось, что этот человек получил такую власть? Он обладал мастерством ораторского искусства и даже, пожалуй, был неплохим актером. Власть его над германским народом того времени несомненна: его изображали, о нем писали произведения, для него играли в театрах...Как это могло произойти?

Гитлеровский режим превратилнарод в массу, в послушную толпу, которая восхваляла своего вождя. Они отдавали свои жизни Гитлеру, для него рожали детей, он определял семейные отношенияи браки. Его любили, ему подражали, ему посвящали свои жизни. Это состояние безумной толпы передают те кадры, гдегерманские женщины и дети рыдали при виде Гитлера, не зная всей правды о том, что он делал и что может сделать. А, может, и не хотели знать? Эпоха всеобщего безумия. Толпа перестает мыслить, в толпе растворяется человек, теряются лица отдельных людей, остается серая масса, которой легко управлять.Если бы люди знали, что скрывается за красноречием и обещаниями фюрера,то можно было бы много чего избежать.Если бы сохранили способность мыслить…

Фильм Михаила Ромма устрашает кадрами погибших, убитых людей, количеством смертей, тех исторических мест, в которых были совершены массовые убийства. Порой хочется забыть и не вспоминать подобное, так как от напоминаний о тех событияхстановиться жутко, но мы должны помнить, о них, чтобы избежать повторения страшных ошибок истории. К сожалению, история не застрахована от появления такого сумасшедшего, как Адольф Гитлер.И непонятно, как бы могло все закончиться, что бы могло стать с миром, если бы не советские солдаты, завоевавшие право этого мира на жизнь.

 

В. Перепечин

Изображение